С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке  ЧИТАТЬ И СКАЧАТЬ

О ВЛИЯНИИ "СЕВЕРНОГО ПОТОКА-2" НА РЫНОК ПРИРОДНОГО ГАЗА ЕС (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Кузовкин А.И.
Микроэкономика. 2020. № 4. С. 72-81. 

Кузовкин Анатолий Ильич,
доктор экономических наук, профессор, ООО «Институт микроэкономики»
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В статье рассмотрены актуальные вопросы влияния газопровода «Северный поток-2» на рынки природного газа Европейского Союза (ЕС). В настоящее время, проект «Северный поток-2» стал одним из главных международных конфликтов, где участвуют, с одной стороны, противники проекта — США и Польша, а с другой стороны, сторонники проекта — Россия и ведущие страны Европы. В работе зарубежных ученых [1], проанализированной ниже, показано, что ввод в строй «Северного потока-2» в 2020 г. позволит снизить цены на природный газ для всех 28 стран ЕС на 13 % при низком мировом спросе на СПГ и на 32 % при высоком мировом спросе на СПГ. Значительное снижение цен на газ получат и такие противники «Северного потока-2», как Польша. Потери понесет только СПГ, импортируемый в Европу из США.

Kuzovkin Anatoly I.,
Doctor of Sciences (Economics), Professor, JSC «Institute of microeconomics»
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
On the im pact of Nord stream 2 on the EU natural gas mar ket (analyticalre view)

The article analyses key questions of the impact of Nord Stream 2 on the European markets.Currently, Nord Stream 2 is one of the key international conflicts, where USA, Poland are project opponents, and Russia and key European countries are project supporters.In the article [1] it is shown, that Nord Stream-2 launch in 2020 will reduce gas prices for all 28 EU countries by 13 % with low global LNG demand and by 32 % with high global LNG demand. Significant price reductions will be also received by Nord Stream 2 opponents, such as Poland. LNG imported from USA will be suffering the most.


Ключевые слова: газопровод Северный поток-2, СПГ, санкции США, цены на газ, пошлины.
Keywords: Nord Stream 2 gas pipeline, LNG, US sanctions, gas prices, custom duties.

В 2020 г/ борьба за «Северный поток-2» обострилась в ответ на введение в декабре 2019 г. санкции США.
В работе [2] показано, что введенные США в 2017 г. санкции против строительства «Северного потока-2» по закону от 31 июля 2017 г. направлены на замену российского трубопроводного газа поставками сжиженного природного газа (СПГ) из США. Это приведет к удорожанию газа для потребителей Европы (примерно на 20 %).
В [2] отмечается, что в начале 1980‑х гг. США также пытались ввести санкции против газопровода Уренгой — Европа, но европейские страны отстояли свои экономические интересы, несмотря на колоссальное давление США.
«Северный поток-2» стал причиной серьезного раскола западного альянса, прообразом тех острых споров о геополитических аспектах европейского газового рынка, которые продолжаются по сей день и резко усилились в связи со строительством «Северного потока-2». Европейские страны хотят уменьшить потребление угля, чтобы улучшить экологическую обстановку. Германия, например, намерена снизить до нуля потребление угля на всех тепловых электростанциях к 2030 г., заменив его газом.
11 января 2020 г. Президент России В. В. Путин на совместной пресс-конференции в Москве по итогам переговоров с Ангелой Меркель заявил, что срок завершения работ по строительству газопровода «Северный поток-2» — это конец 2020 г., либо первый квартал 2021 г. (ТАСС. 12 января 2020 г.)
Согласно продленному на 5 лет (с 1 января 2020 г.) договору о поставках российского газа через Украину в Европу, транзит газа снизится с 65 млрд м3 в 2020 г. до 40 млрд м3 в 2021 г.
Если не удастся снять ограничения европейских норм, «Северный поток-2» сможет работать только в половину мощности и качать 27,5 млрд м3, а «Северный поток-1» только 40 (из 55 млрд м3) в силу ограничения для газопровода Opаl [3].
Осуществляется переход системы законтрактованных мощностей на прокачку газа от долгосрочных контрактов к аукционам в 2020 году. Из-за этого, происходит задержка поставок газа из РФ через Польшу на III кв. 2020 г. Мощности газопровода «Ямал-Европа» выкуплены на 80 %. «Газпром», возможно, забронировал мощности прокачки газа, чтобы не раздражать польских политиков, которые являются ярыми оппонентами «Северного потока-2».
Глава комитета Бундестага по энергетике Клаус Эрнст предложил наложить санкции на американских сенаторов, которые инициировали новые ограничительные меры против реализации российского проекта «Северный поток-2». «Мы должны задуматься, не нужны ли ответные меры, например, штрафные пошлины на СПГ из США» — сказал он.
Политик добавил, что Германии необходимо использовать председательство в ЕС (Газета. ру, 20.06.2020 г.).
Россия нашла способ обойти американские санкции. Судно «Академик Черский» принадлежало «Газпрому», что грозило российской компании проблемами, однако теперь судно записано на действующий в России фонд STIF.
Таким образом, «Газпром» получает возможность достроить газопровод до конца, не опасаясь при этом наложения ограничений, подчеркивает немецкая газета Die Welt (Новая газета, 20.06.2020).
Исследование [1] фокусируется на воздействии морского трубопровода «Северный поток-2» (далее СП-2) на рынки природного газа Европейского Союза (ЕС). В [1] предполагается, что СП-2 запускается в январе 2020 г. Однако, на данный момент, он может быть запущен только в начале 2021 г. По нашей оценке, результаты работы [1] практически не изменятся. Газовые потоки, цены на газ и благосостояние потребителей на рынке газа ЕС находятся в центре внимания анализа. Поскольку воздействие СП-2 в решающей степени зависит от конкуренции между российским газом и СПГ, функции поставки для СПГ получают с использованием модели мирового рынка газа COLUMBUS. Функции поставки моделируют стоимость поставки газа на рынок, принимая во внимание, например, стомость дополнительных вложений в сжижение газа, чтобы удовлетворить более высокий спрос. Эти функции затем передаются в европейскую модель инфраструктуры TIGER, которая моделирует, как газ торгуется на европейских рынках на основе доступной и планируемой инфраструктуры и стоимости использования этой инфраструктуры. Уникальное преимущество соединения обеих моделей в том, что влияние мирового рынка газа учитывается на европейских газовых рынках и ограничения вытекают из подробного представления европейской газовой инфраструктуры в каждой стране.
Используются два сценария глобального спроса на СПГ: «Низкий», где Азиатский спрос на СПГ на 5 % ниже прогнозов Международного энергетического агентства (МЭА) глобального спроса на газ (сценарий новой политики в МЭА, 2016 г.), и «Высокий», где спрос на СПГ в Азии на 20 % выше, чем прогнозы МЭА. Стоимость СПГ в ЕС выше в сценарии «высокого» спроса, потому что общий баланс спроса и предложения на СПГ становится все более жестким, что приводит к повышению рыночной цены на СПГ. В рамках исследования [1] предполагается, что цена СПГ определяется поставкой в ЕС.
В исследовании рассматриваются два различных сценария для доступности основной инфраструктуры импорта: СП-2 является доступным по сравнению с недоступным СП-2.
Вся другая импортная инфраструктура доступна во всех сценариях (например, трубопроводы Ямала, Норвегии и Северной Африки).
Предполагается, что 30 млрд м3 украинских транзитных мощностей определяются по пропускной способности газопровода Уренгой — Помары — Ужгород (УПУ), который является единственным транзитным трубопроводом старой Украинской системы, которая обновляется по экстренным кредитам со стороны Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
Основные результаты исследования [1] следующие.
Если доступен СП-2, необходимо уменьшить объем СПГ, импортируемый в ЕС, что приведет к снижению импортных цен на СПГ. Поскольку СПГ является предельным замыкающим источником поставок в ЕС, это снижает цены на газ в ЕС. Все страны выиграют от воздействия СП-2, включая Центральную и Юго-
Восточную Европу как в сценариях с низким, так и высоким уровнем спроса на СПГ.
В сценарии низкого мирового спроса на СПГ цены в ЕС на газ снизятся до 13 % в 2020 г., если СП-2 доступен, по сравнению со сценарием без СП-2. Потребители в странах ЕС-28 увеличат благосостояние на 7,9 млрд евро.
В сценарии высокого глобального спроса на СПГ в 2020 г. потребители ЕС-28 получат рост благосостояния в размере 24,4 млрд евро по сравнению с ситуацией, в которой СП-2 недоступен. Оптовые цены на газ в ЕС будут до 32 % ниже в 2020 г. по сравнению со сценарием, в котором СП-2 недоступен.

Введение (из [1])
В последние годы рынки природного газа Европейского Союза характеризуются ростом интеграции. Особенно в Северо-Западной Европе, газовые хабы функционируют в качестве пула, в котором возросла взаимосвязь и продолжающееся расширение инфраструктуры создает дальнейшее согласование и корреляцию цен между отдельными рынками (Асер, 2016). Ожидается, что интеграция будет расти по мере дальнейшего развития инфраструктурных проектов. Расширение может быть реализовано в процессе планирования TSO (Десятилетний план развития сети) или рынка, на основе аукционов мощности, применяемым Сетевым кодексом ЕС (NC CAM). Кроме того, Правила безопасности поставок требуют от государств-членов ЕС инвестировать во взаимосвязи с соседними рынками (ЕС, 2010). Растущий рынок интеграции соответствует стратегии Энергетического союза ЕС, который стремится к доступным ценам для потребителей, безопасности поставок и устойчивость (COM 2015 80). Ожидается, что добыча местного газа в ЕС снизится между 2020 и 2030 гг., в то время как спрос уменьшается незначительно. Импорт газа из Норвегии и Северной Африки также, как ожидается, сократится в ближайшем будущем (см., например, Prognos (2017), Hecking и др. [5] результирующий будущий дефицит поставок природного газа будет заполнен сочетанием импорта СПГ и дополнительного импорта через CП-2, идущего из России через Балтийское море в северную Германию, где он подключается к хорошо интегрированной европейской трубопроводной сети.
Наличие CП-2 и цена импорта будущего СПГ являются двумя решающими факторами для будущего развития газовых рынков ЕС.
На этом фоне это исследование анализирует влияние CП-2 на газовые рынки ЕС в двух разных сценариях глобального спроса на СПГ.
Методологически, применяется комбинация модели COLUMBUS для мирового газового рынка и модель инфраструктуры TIGER [5].
Исследование [1] сосредоточено на 2020 г., который предполагается первым полным годом эксплуатации CП-2, а также на 2025 и 2030 гг. Рынок СПГ является глобальным рынком. Европа обычно рассматривается как последний рынок трубопроводов. Поскольку азиатские газовые рынки (например, Корея, Япония) не имеют вариантов импорта трубопроводного газа, эти страны зависят от СПГ и платили высокие цены в прошлом, чтобы обеспечить надежные поставки. На ограниченном рынке они привлекают больше СПГ с более высокими ценами, что приводит к снижению импорта СПГ в Европу. Это наблюдалось, например, после аварии в Фукусиме после 2011 г.
Кроме того, рынок СПГ является циклическим рынком. Проекты по сжижению придут в ближайшем будущем, как реакция на высокие цены в начале 2010‑х гг.
Модель COLUMBUS [4] учитывает окончательные инвестиционные решения для определенных заводов по сжижению газа в США, Австралии и российском полуострове Ямал на основе их текущих проектов, достаточных для удовлетворения смоделированного спроса в 2020 году. После 2020 г., однако, инвестиции в новые заводы по сжижению включены в модель, если высокий глобальный спрос на СПГ остается. Следовательно, запуск этих дополнительных инвестиций приводит к сравнительно высокой равновесной цене на рынке СПГ в 2030 г. Функции поставок только для СПГ определяют общую величину ценового эффекта CП-2. В упрощенном расчете, чтобы выделить механизм, можно было ожидать, что примерно 50 млрд м3 дополнительного СПГ будет импортировано в Европу, если CП-2 недоступен. Этот дополнительный импорт приводит к росту цен на СПГ в мире и, следовательно, в Европе. Требуется подробный анализ с моделью TIGER, с учетом инфраструктурных ограничений и потоков между странами ЕС, чтобы понять влияние на конкретные страны и конкретные объемы СПГ, которые необходимо импортировать в Европу в случае, если CП-2 недоступен.
Исследование предполагает, что поставки СПГ определяют уровень цен во всех странах ЕС, как предельных замыкающих источников поставок газа на рынки ЕС. Цена на российский газ в каждом пункте определяется ценой СПГ плюс транспортные расходы от ближайшего терминала СПГ по сравнению со стоимостью довести российский газ до этого пункта. Такой подход подразумевает, что российские цены определяются стоимостью альтернативных поставок СПГ.
Входами для модели TIGER являются спрос, предложение и текущее состояние, а также планируемая разработка инфраструктуры газа. Прогноз спроса для ЕС: на основе отчета «Текущее состояние и перспективы европейского газового баланса»(Prognos 2017).
Украинским транзитным газопроводам уже 50 лет, они требуют ремонта. В настоящее время только трубопровод Уренгой — Помары — Ужгород (с пропускной способностью около 30 млрд м3 в год) ремонтируется, тогда как маловероятно, что другие основные сегменты украинской системы передачи скоро будут модернизированы из‑за отсутствия финансирования. Это соответствует заявлениям, сделанным руководством Укртрансгаза по вопросам списания частей их транзитной системы. Следовательно, в исследовании [1] используется консервативный подход к доступной пропускной способности по Украине, в соответствии с оценкой того, какая часть транзита может считаться устойчиво доступной для ЕС к 2020 г. Всего 4 сценария смоделированы в модели TIGER: А1, А2, В1 и В2.


Низкий мировой спрос на СПГ (Сценарий А)
В сценарии А1 примерно 88 млрд м3 будут отправлены по Nord Stream 1 и 2 в Германию в 2020 г., и пока еще 30 млрд м3 украинских транзитов поступает. По сценарию A2, полная мощность Nord Stream 1 используется для экспорта 30 млрд м3 в год. Если CП-2 не используется, больше СПГ импортируется в ЕС- 28 (88 млрд м3 в 2020 г.) по сравнению со сценарием А1 (импорт СПГ 66 млрд м3 в 2020 г.).
Кроме того, североафриканский импорт в ЕС выше по сценарию А2 (35 млрд м3 в 2020 г.), чем по сценарию А1 (32 млрд м3 в 2020 г.).
Норвежский импорт не изменился (примерно в 108 млрд м3 в 2020 г.) в обоих сценариях. Следовательно, среди различных источников поставок в основном импорт СПГ сокращается, если CП-2 доступен (табл. 1).
Эффект благосостояния для потребителей рассчитывается как спрос на газ в каждой стране и смоделированная разница в цене на газ.
Предполагается, что спрос неэластичный, то есть без снижения спроса на газ из‑за увеличения цены имеет место. Чем выше цифра, тем больше выгода от потока газа через CП-2 по сравнению со сценариями, где CП-2 нет в наличии. Общий положительный рост благосостояния при наличии CП-2 для потребителей ЕС-28 в сценарии А1 по сравнению со сценарием А2 составит 7,9 млрд евро в 2020 г.

Высокий сп рос на СПГ в мире (сценарий B)
В случае высокого глобального спроса на СПГ, ЕС должен платить более высокие цены на импорт СПГ по сравнению со сценарием с более низким уровнем глобального спроса на СПГ в других местах, повышая цены.
Следовательно, по сценарию, в 2020 г. будет импортировано только 48 млрд м3 СПГ в сценарии В1, тогда как в сценарии А1 в 2020 г. импорт составляет 66 млрд м3. Кроме того, больше североафриканского газа импортируется в ЕС в сценарии B1, чем в A1 (35 млрд м3 вместо 32 млрд м3 в год). Табл. 2 дает подробную информацию о поставках газа в ЕС.
Снижение цен на газ, когда СП-2 доступен, больше в случае высокого спроса на СПГ, чем в сценарии с низким глобальным спросом на СПГ. В сценарии B2 цены на 10–30 % выше, чем в сценарии B1. Прибыль для потребителей при наличии СП-2 составит 24,4 млрд евро в ЕС-28 в 2020 г.
Причина этого результата в том, что CП-2 позволяет потребителям ЕС получать больше российского газа вместо использования СПГ, который стоит дороже из‑за ужесточения баланса спроса и предложения.
Эффект благосостояния потребителей выше в 2025 г. по сравнению с 2020 г., из‑за дополнительных инвестиций в сжижение газа и более высоких цен на СПГ. В 2030 г. эффект благосостояния ниже, чем в 2025 г., потому что спрос на газ в ЕС уменьшается.
Далее представлен краткий обзор основных результатов для сравнения сценариев на 2020 г. Особое внимание уделяется влиянию CП-2 на Центральную и Восточную Европу (Венгрия, Словакия, Польша и Чехия) и Юго-Восточную Европу (Болгария, Хорватия, Греция, Румыния, Словения).
Эффект благосостояния в Центральной и Восточной Европе составляет от 1,0 до 3,9 млрд евро в год, в то время как эффект благосостояния для Юго-Восточной Европы составляет от 0,5 до 1,7 млрд евро в год в зависимости от сценария, касающегося мирового спроса на СПГ. Только для Польши эффект благосостояния потребителей в 2020 г. составит 0,4 млрд евро при низком глобальном спросе на СПГ и 1,3 млрд евро при высоком мировом
спросе на СПГ (см. табл. 3).

 

Выводы
Исследование [1] показывает, что CП-2 имеет эффект снижения цен и повышения благосостояния в ЕС-28 в целом. Кроме того, все страны-члены ЕС получают выгоду в индивидуальном порядке.
Если СП-2 доступен, то снижаются поставки СПГ в ЕС как более дорогого газа и снижается общий уровень цен на газ в ЕС-28. Этот сценарий при низком мировом спросе на СПГ приведет к снижению цен на газ от 4 % до 13 % в ЕС-28 в 2020 г. по сравнению с ситуацией, когда СП-2 не доступен. Общий эффект роста благосостояния в ЕС составит 7,9 млрд евро в 2020 г. в случае умеренно низкого мирового спроса на газ. При высоком мировом спросе на СПГ и СП-2 доступен, то эффект снижения цены больше по сравнению с ситуацией с избытком поставок СПГ и оставит от 12 % до 32 % по сравнению со сценарием отсутствия СП-2.
В этом случае, СП-2 сможет увеличить общественное благосостояние для ЕС-28 в 2020 г. до 24,4 млрд евро.
В работе [1] использована TIGER — модель, которая сформулирована как оптимизационная линейная задача. Критерием модели является минимизация стоимости снабжения и транспортировки газа, включая региональный спрос. Стоимости включают производство, транспортировку (основанную на тарифах вход-выход), включая стоимость регазификации и хранения газа. Так как TIGER не рассматривает неопределенность в отношении затрат, она является прогностической моделью. Исследование предполагает, что СПГ-снабжение определяет уровень цен во всех странах ЕС, как маржинальный (предельный) источник газоснабжения на рынке ЕС. Цена российского газа определяется ценой СПГ плюс стоимость транспортировки до пунктов, куда поставляется российский газ.

Литература
1. Hecking H., Weiser F. Impact of Nord Stream 2 on the natural gas market, EWI Energy Research, September 2017, ewi.research-scenarios.de
2. Кузовкин А. И. Санкции США затронут «Северный поток-2» //Микроэкономика. 2017. № 5. С. 53–56.
3. Северный поток — 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.05.2020).
4. Hecking, Panke. COLUMBUS — A global gas market model, EWI Working Paper, 2012.
5. Hecking, Schulte, Vatansever, Raszewski. Options for Gas Supply Diversification for the EU and Germany in the next Two Decades, 2016.
6. Petrovich, Rogers, Hecking, Weiser. European gas grid through the eye of the TIGER: investigating bottlenecks in pipeline flows by modelling history, Oxford Institute of Energy Studies, 2016.

References
1. Hecking H., Weiser F. Impact of Nord Stream 2 on the natural gas market, EWI Energy Research, September 2017, ewi.research-scenarios.de
2. Kuzovkin A. I. US Sanctions will affect Nord stream-2 //Microeconomics. 2017. No. 5. pp. 53–56.
3. Nord stream-2 [Electronic resource]. — Mode of access: https://ru.wikipedia.org (date accessed: 10.05.2020).
4. Hecking, Panke. COLUMBUS — A global gas market model, EWI Working Paper, 2012.
5. Hecking, Schulte, Vatansever, Raszewski. Options for Gas Supply Diversification for the EU and Germany in the next Two Decades, 2016.
6. Petrovich, Rogers, Hecking, Weiser. European gas grid through the eye of the TIGER: investigating bottlenecks in pipeline flows by modelling history, Oxford Institute of Energy Studies, 2016.