С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке  ЧИТАТЬ И СКАЧАТЬ

 ЦЕНЫ И НАЛОГИ НА НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ В КОНТЕКСТЕ ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В.А. Волконский, А.И. Кузовкин

В статье рассмотрены вопросы, связанные с ценами, налогами и экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты в России и зарубежных странах. Анализируется принятый в августе 2018 г. закон о постепенной (в течение 6 лет) отмене экспортной пошлины на нефть с соответствующим увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), это приведет к росту внутренней цены нефти и нефтепродуктов, росту инфляции и отрицательно отразится на темпах роста экономики (при этом повысятся цены на нефть и для нефтеимпортирующих стран ЕАЭС. Темпы роста цен на бензин и дизтопливо в России значительно опережают инфляцию в 2018 г.). Дан сравнительный анализ структуры цен на бензин в России и США, а также приведены цены на бензин и дизельное топливо в 2018 г. в странах мира.

 Налоговый маневр в нефтяной промышленности.

 Для устойчивого роста экономики, повышения благосостояния населения, обеспечения экономического суверенитета Россия должна в приоритетном порядке развивать обрабатывающую промышленность, высокотехнологичные производства и освобождаться от ценовой зависимости на нефть.

Одной из приоритетных задач является исправление ценового диспаритета, порождающего значительно более высокий уровень заработной платы и доходов на капитал в экспортно-сырьевых отраслях по сравнению с отраслями обрабатывающими, в том числе высокотехнологичными. Диспаритет приводит к «высасыванию» наиболее качественных трудовых и материальных («дорогих») ресурсов «богатыми» секторами из «бедных» («голландская болезнь»). К «дорогим» ресурсам относятся и нефть, и нефтепродукты. Для борьбы с голландской болезнью ряд

нефтедобывающих стран устанавливает экспортные пошлины, которые ограничивают экспорт таких ресурсов и обеспечивают низкие внутренние цены на них по сравнению с мировыми. Это в полной мере относится к российской экономике 1.

Приведенные соображения объясняют, почему активные споры экономистов вызвал еще в 2015 г. принятый в конце 2014 г. закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли2. Согласно этому закону, ставка экспортной пошлины на нефть за 2015-2017 гг. должна была снизиться с 59 до 30% (табл. 1). При этом для возмещения выпадающих доходов госбюджета предполагалось повысить ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Анализ последствий налогового маневра (см. [3]) показал, что изъятие в бюджет за счет роста НДПИ дополнительных 4-6% выручки приведет к сокращению инвестиционных программ на 30-40% и к снижению добычи нефти к 2035 г. на 15-25%, а налоговые потери бюджета в этих условиях существенно превысят гипотетические налоговые поступления.

Попробуем выявить главные факторы, позволяющие дать оценку последствий этого проекта с учетом опыта последних лет, опираясь в основном на данные за 2015 г., которые близки к данным последних отчетных лет.

1 Подробное обоснование необходимости разрыва между мировыми и внутренними ценами и использования экспортных пошлин см. в [1; 2].

2 Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса и отдельные законодательные акты РФ № 366-ФЗ» от 24 ноября 2014 г. 

Параметры налогового маневра в нефтяной отрасли в сравнении с прежним режимом (до принятия закона)

Показатель

Факт

Прежний режим

Налоговый маневр

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Ставка экспортной пошлины, %

 

 

 

 

 

 

на нефть

59

57

55

42

36

30

на ДТ

65

63

61

48

40

30

на мазут

66

100

100

76

82

100

на бензин

90

90

90

78

61

30

Базовая ставка НДПИ, руб./т

493

530

559

766

856

918

Акциз, руб./т

 

 

 

 

 

 

на бензин класса 4

9416

10358

10358

7300

7530

5830

на бензин класса 5

5750

6223

6223

5530

7530

5830

на дизельное топливо класса 4

5427

5970

5970

3450

4150

3950

на дизельное топливо класса 5

4767

5244

5244

3450

4150

3950

 

Россия добывает в год 530-550 млн. т нефти. В 2015 г. добыча составляла 534, налогооблагаемый объем – 492 млн. т и около половины его (255 млн. т) – экспорт; средняя экспортная цена – 366 долл./т (50,3 долл./барр.), экспортная пошлина 106 долл./т – около 30% цены. Цена производителя и современный уровень НДПИ3 – 187 и 99 долл./т [4]. Их сумма 286 долл./т – это внутренняя цена (по которой нефть поступает на НПЗ). В 2015 г. она была несколько выше экспортной цены за вычетом пошлины (260 долл./т), но в другие годы может быть ниже.

Для выявления основных факторов рассмотрим упрощенный сценарий – обнуление экспортной пошлины на сырую нефть. Расчеты показывают, что при условных исходных данных, близких к ситуации 2015 г., это означает для госбюджет а потерю 26 млрд. долл. Чтобы ее возместить, потребуется увеличить НДПИ на 53 долл./т, т.е. примерно в полтора раза увеличить его ставку. Нефтяные компании   будут получать дополнительную прибыль от экспорта нефти, переводить ее в рубли и отдавать государству в виде НДПИ.

Можно было бы предположить, что в этом случае при сохранении внутренних цен на нефть и нефтепродукты могут измениться предпочтения нефтяных компаний, т.е. они станут более заинтересованы в увеличении объемов экспорта за счет сокращения производства и продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке. Однако такое предположение несостоятельно. Чтобы не сокращалась добыча нефти, должна, по крайней мере, не снижаться цена производителей, при этом в результате роста НДПИ внутренние цены приобретения нефти и нефтепродуктов будут повышаться. В рассматриваемом варианте цены на сырую нефть для внутренних потребителей и экспортеров повысятся настолько, чтобы покрыть дополнительные издержки в размере 26 млрд. долл.: с 286 долл./т почти до 340 долл./т. При этом дополнительные затраты внутренних потребителей увеличатся на 13 млрд. долл. при росте доходов компаний от экспорта нефти на эту же величину. Такой результат, скорее всего, противоречил бы стратегическим целям развития экономики и общества.

При всей условности данного сценария события 2016-2018 гг. подтверждают намеченные в нем тенденции. Следует отметить, что объемы экспорта нефти за годы после кризиса 2008-2009 гг. мало изменялись, несмотря на значительные колебания мировых цен. Нет оснований ожидать устойчивого роста или сокращения как объемов экспорта, так и валютного курса рубля в ближайшие годы. В то же время рост ставок НДПИ (в результате их зависимости от мировых цен) приводит к значительному повышению цен приобретения нефти и к ограничению и снижению внутреннего спроса и оценок эффективности инвестиций в расширение добычи и в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Планируемое увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в 2017-2019 гг., по оценке Минфина России, резко повысит вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в Западной Сибири, Республике Коми в долгосрочном периоде. Это приведет к тому, что значительный объем запасов нефти может оказаться невостребованным в местах с развитой инфраструктурой и производственной базой, а на новых месторождениях добыча нефти дороже из-за значительных инвестиций в создание инфраструктуры и производственной базы.

В настоящее время рост ставки НДПИ вполне ощутимо воздействует на рост цен нефтепродуктов. К маю 2018 г. сложилась парадоксальная ситуация: оптовые

цены на бензин стали выше розничных (подробнее см. далее). Естественный результат – темп роста розничных цен на него превысил общий темп инфляции, что вызвало протестные акции водителей и владельцев автотранспорта.

Нефтяные компании были против резкого повышения НДПИ, первоначально предложенного Минфином России, ссылаясь на риск сокращения инвестиционных программ. В связи с этим Минфин согласился отложить повышение НДПИ на нефть, не снижать акциз на бензин и повысить акциз на дизельное топливо на 2017 г. Кроме того, дополнительная налоговая нагрузка распределится между нефтяными компаниями и потребителями (за счет акцизов).

В целях дальнейшего развития налогового маневра в нефтяной отрасли в июне 2018 г. Правительство РФ внесло в парламент проект закона о постепенной отмене экспортной пошлины на нефть к 2024 г. Закон был принят и вступит в действие с января 2019 г. В нем определяется предельная величина ставки экспортной пошлины (Э) долл./т. на основе формулы:

Э = 29,2+0,3·(Ц–182,5), (1)

где Ц – экспортная цена нефти, долл./т.

Новый закон вводит корректирующий коэффициент К, согласно которому ставка пошлины не должна превышать предела ЭК, а К за 6 лет снижается с 1 до 0:

на 2019 г. К = 0,833; на 2020 г. К = 0,667; …; на 2024 г. К = 0.

Согласно п. 62 закона [5] Правительство РФ вправе установить формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты в размерах, установленных настоящим пунктом. Ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть рассчитывается по формуле:

Э = 29,2 + 45% (Ц – 182,5), (1а)

а при мировой цене сырой нефти марки «Urals» ниже 182,5 долл./т ставка равна нулю.

Ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются в размере, равном 60% таможенной пошлины на сырую нефть.

Положения настоящего пункта применяются в течение шести последовательных календарных месяцев начиная с календарного месяца, следующего за календарным месяцем, на который приходится дата окончания периода мониторинга, для которого значение коэффициента Фм, характеризующего уровень изменения цен на нефть сырую за период мониторинга, превысило значение 0,15. Коэффициент Фм определяется по следующей формуле:

ФМ =[(ЦНР)/СрЦн]-1,

где Цн – средняя цена на нефть сырую марки «Urals» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга; Р – среднее значение за период мониторинга курса долл./руб. РФ, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое как среднеарифметическое значение такого курса, за все дни периода мониторинга; СрЦн – среднее значение произведений показателей Цн, рассчитанных для трех последовательных периодов мониторинга, предшествующих периоду мониторинга, и показателей Р, рассчитанных для указанных трех периодов мониторинга соответственно.

Законопроект о повышении ставок НДПИ пока не принят Государственной Думой. Ведутся дискуссии между Минфином и Минэнерго.

Каковы же причины той настойчивости, с которой Минфин добивался принятия законов о налоговом маневре? Следует отметить, что эти законы были предложены и подробно обсуждались экономистами еще задолго до начала их реализации (см., напр., [6; 7]). Принятый Закон о постепенной отмене пошлин (в течение 6 лет) фактически реализует эти предложения. Они полностью опираются на постулаты и выводы неоклассической теории, согласно которой наибольшая эффективность экономической системы достигается в условиях свободного (мирового) рынка. Вывозная таможенная пошлина, приводящая внутреннюю цену к мировой (цене свободного рынка), – это ценовое субсидирование, которое «всегда неэффективностимулирует избыточное потребление фактора (нефти) и приводит к существенным общественным потерям и консервации технической отсталости (прежде всего, российской нефтепереработки)» [6, с. 78]. Чтобы доказать с точки зрения такого подхода, что российская нефтепереработка неэффективна, следует просто пересчитать ее выпуск и затраты в мировые цены. Это выполнил Е.Т. Гайдар еще в 1988 г.

С тех пор почти ничего не изменилось; по крайней мере, 20 лет наши НПЗ «создают отрицательную добавочную стоимость». 

Согласно такой логике, наивысшей эффективности можно достигнуть, когда при нулевых таможенных пошлинах внутренние цены на нефть и нефтепродукты

сравняются с мировыми. Повышенные внутренние цены сократят внутренний спрос, и часть нефти переместится с внутреннего рынка на мировой. Такое перемещение выгоднее, чем неэффективное использование в России4.

Подобные выводы и результаты либерализации весьма сомнительны. Значительное увеличение экспорта нефти может противоречить системе межстрановых соглашений, обеспечивающих стабильность мировых цен. Но еще важнее, как повлияет рост внутренних цен на нефть и нефтепродукты на развитие российской экономики.

Пока нет однозначного ответа на вопрос о наиболее эффективном уровне внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Для нефтедобывающих стран можно указать не зависимые от решений регулирующих органов максимальный и минимальный уровни внутренней цены сырой нефти, в промежутке между которыми эти органы могут повышать или понижать цену (в первую очередь с помощью экспортной пошлины и других налоговых механизмов):

– максимальный уровень – экспортная цена;

– минимальный уровень – цена самофинансирования, т. е. текущие затраты на

добычу и транспортировку (с учетом амортизации) плюс нормативная прибыль.

Разность максимальной и минимальной цены можно интерпретировать как природную ренту. Соответствующая экспортируемой тонне нефти рента делится экспортной пошлиной на часть, получаемую государством, и часть, остающуюся в распоряжении нефтяной компании (прибыль до уплаты налогов). Рента реализуемой на внутреннем рынке тонны делится на часть, получаемую компанией (прибыль до уплаты налогов), и часть, получаемую потребителями нефти – предприятиями обрабатывающей промышленности, транспортом, домохозяйствами. Важным ориентиром для формирования ценовой политики в секторе нефтепродуктов служит опыт различных стран.

4 В [8] приведены расчеты результатов налогового маневра по модели общего равновесия, в одном из вариантов экспорт нефти РФ увеличивается на 65%.

Отметим основные последствия отмены экспортной пошлины и повышения внутренней цены нефти и оценим их воздействие на российскую экономику при реализации принятого закона о постепенной отмене экспортной пошлины [5].

Мировая цена нефти часто претерпевает резкие колебания (нередко несколько раз за 1-2 года), экспортная пошлина – главный механизм, защищающий доходы и расходы производителей и потребителей нефти от этих колебаний. Несомненно, ее отмена будет иметь отрицательный эффект.

Главным аргументом отмены является высокая энергоемкость ВВП российской экономики: повышение цен на нефть и нефтепродукты будет стимулировать их экономию, в частности, потребует давно необходимой модернизации нефтеперерабатывающих предприятий. Противники налогового маневра возражают, что главная причина низких цен на нефтепродукты в России по сравнению с лидирующими странами – в несколько раз более низкий уровень душевого ВВП. Поэтому повышение цен на нефть и нефтепродукты станет препятствием для повышения рентабельности отраслей-потребителей и преодоления «голландской болезни». Вместе с тем главным препятствием модернизации нефтеперерабатывающей отрасли является недостаток инвестиционных средств, используемых на цели, которые инвесторы считают более приоритетными. Последствиями повышения нефтяных цен будут в первую очередь не экономия и технологическое совершенствование нефтеперерабатывающих предприятий, а банкротство и закрытие многих из них5.

Именно для защиты своих неконкурентоспособных производств государство устанавливает таможенные пошлины. Внешнеэкономическая открытость была одной из важных причин банкротства и ликвидации массы промышленных предприятий в 1990-е годы в «пореформенной» России. К аналогичному результату может привести быстрый рост цен на нефть.

Напомним, что важным фактором первого в ХХ в. «экономического чуда» (беспрецедентно высоких темпов роста советской промышленности) была доступность энергетических ресурсов, в частности нефти и относительно низкий уровень цен на них. В настоящее время приоритетная задача, стоящая перед страной, – развитие опережающими темпами отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта, высокотехнологичных производств. Для этого достаточно высокой должна быть рентабельность этих отраслей. Важно «вылечить» страну от «голландской болезни» – серьезного диспаритета между «богатыми» экспортно-сырьевыми отраслями, «всасывающими» наиболее качественные (термин Ю.В. Яременко – Авт.) материальные, трудовые и технологические ресурсы из других секторов, и «бедными» отраслями.

Сторонники отмены экспортной пошлины уверены, что причиной «немодернизируемости» отечественной нефтепереработки является отсутствие конкуренции на российском рынке нефтепродуктов и что ее наличие – достаточное условие для того, чтобы модернизация была быстро проведена («будут вынуждены»). Нефтяная промышленность состоит из нескольких крупнейших вертикально интегрированных компаний (ВИНК). Цели их успешного развития в большой степени взаимосвязаны с экономическими и политическими целями развития всей экономики и общества.

В значительной мере именно эта взаимозависимость порождает ту неопределенность (см. [6-7]), преодоление которой возможно только на пути укрепления государственно-частного партнерства и разработки стратегических планов на его основе.

 

5 Как отмечено в [6]: «При предлагаемых реформах неэффективные немодернизируемые нефтеперерабатывающие предприятия должны будут уйти с рынка, их место займут более эффективные российские или иностранные компании».

Вопрос о причинах «немодернизируемости» российской нефтепереработки связан с этой неопределенностью, общим дефицитом средств для инвестиций и выбором очередности реализации инвестиционных проектов. На этот выбор могут влиять, например, сроки реализации проектов в газовой отрасли, в сфере приоритетного развития автотранспорта или общего энергосбережения. Сроки модернизации нефтепереработки должны определяться не только соотношением внутренних цен на нефть и нефтепродукты и цен свободного рынка, но главное – стратегическими целями общества и экономики. На мотивацию же соответствующих инвестиций кроме цен могут влиять, например, льготы по налогу на ту часть прибыли, которая используется для капиталовложений.

Исходя из этих соображений, решения об отмене экспортной пошлины и повышении НДПИ возможны лишь после подробного выяснения всех последствий этих решений и разработки системы взаимосогласованных институциональных и финансовых мер, предотвращающих негативные результаты. Еще не забыт опыт шоковой терапии. Например, повышение внутренних цен может рассматриваться как условие необходимого увеличения объемов добычи нефти. В этом случае должны быть проработаны условия, при которых темпы роста цен на нефтепродукты не будут превышать темпы общей инфляции6. Должны быть заключены соглашения между государством и нефтяными компаниями об увеличении добычи и об ограничении роста цен на нефтепродукты темпами общей инфляции с условием насыщения внутреннего спроса.

 

Цены, налоги и экспортная пошлина на нефть.

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и ставки роялти (НДПИ) устанавливаются по своим правилам, и снижение первых должно по возможности точно компенсироваться повышением вторых. При этом следует учитывать последствия такого маневра. Увеличение НДПИ приведет к повышению внутренних цен на нефтепродукты, что снижает конкурентоспособность отечественных производителей и усиливает инфляцию в стране. При этом экспортная пошлина учитывается в долларах, а НДПИ – в рублях. Соответственно изменения НДПИ должны учитывать ожидаемые изменения валютного курса рубля. В частности, сама реализация налогового маневра потребует значительно большего (в процентном отношении) увеличения НДПИ, чем снижение экспортной пошлины. Необходимо оптимальное соотношение экспортных пошлин и НДПИ.

Расчет НДПИ на нефть в 2015 г7. Для 2015 г. НДПИ определяется по формуле:

НДПИ = Нст х Кц = Нст х (Цэ – 15) х Р/261, (2)

где налоговая ставка Нст (775 руб./т); Кц – коэффициент, учитывающий экспортную цену нефти Цэ (долл./барр.); Р – курс руб./долл.

В 2015 г. экспортная цена (Цэ) составляла 50,3 долл./барр., курс – 61 руб./долл.

Тогда при Кц = 7,775 НДПИ равен 775 руб./т Ч 7,775 = 6025,6 руб./т, или 98,8 долл./т.

В табл. 2 приведены наши (предварительные) расчеты НДПИ, цен и экспортной пошлины на нефть в 2015 г. (подробнее см.[4]), которые по величине близки результатам в [8].

Расчет НДПИ за май 2018 г. На основе формулы (2) при Нст, равном, как и в 2017 г., 919 руб./т получаем, что НДПИ составляет 13173,0 руб./т. (919 руб./т Ч (75,14 – 15) Ч 62,2 руб./долл./261).

НДПИ возрос по сравнению с 2015 г. в 2,18 раза (13173,0/6025,6) (или на 215,2 долл./т при курсе 62,2 руб./долл.). Рост коэффициента Кц (14,33)8 по сравнению с 2015 г. равен 1,84 (14,33/7,77). Экспортная цена нефти в мае 2018 г. повысилась по сравнению с 2015 г. на 49,38% (75,14/50,3).

 

6 Отметим, что в 2018 г. цены на нефтепродукты значительно превышали инфляцию (см. далее).

7 В 2015 г. НДПИ определялся без учета особенностей добычи нефти (показатель Дм – см. далее), который введен в действие с 2016 г. согласно ст. 342.5 НК РФ.

8 Величина Кц определена на основе информации Минэкономразвития и письма ФНС Росстата от 13.4-3/11383@.

 

 

Таблица 2 Результаты расчета НДПИ (роялти) и экспортной пошлины на сырую нефть России в 2015 г.

Показатель

НДПИ

Показатель

Экспортная пошлина

Доход от НДПИ

 

Доходы от экспортной пошлины

 

млрд. руб.

 2962,0

млрд. руб.

1583,0

млн. долл.

 48557,4

млн. долл.

 25951,2

Объем добычи налогооблагаемой нефти, млн.т НДПИ

491,6

Экспорт, млн. т

 244,5

долл./т

98,8

Экспортная пошлина, долл./т

 106,14

руб./тЦена производителя

 6025,6

 

 

долл./т

187,0

Экспортная цена, долл./т

 365,7

руб./тВнутренняя цена для НПЗ (цена произ-водителя плюс НДПИ)*

 11407

 

 

долл./т

285,2

Доля экспортной пошлины в

 

руб./т

 17397,0

экспортной цене, %

29

Доля НДПИ в цене для НПЗ, %

34,6

 

 

* Без учета транспортировки нефти до НПЗ. Расчет экспортной пошлины Эп на сырую нефть по ставке 42% проводился для 2015 г. по формуле (1).

 

 

 

Суммарное значение налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку, которая закреплена за соответствующим видом сырья. Для добываемой нефти налог следует рассчитывать по обессоленной, обезвоженной и стабилизированной разновидности сырья. Для нефтяной отрасли характерно использование в формуле расчета специфической ставки налога, которая дополнительно корректируется условиями добычи на месторождении показателем Дм и динамики общемировых цен (через коэффициент Кц). Формула расчета общего объема НДПИ на нефть для конкретного месторождения в 2018 г. согласно статье 342.5 НК РФ такова:

НДПИ = налоговая база в тоннах Ч (налоговая ставка Ч Кц – Дм). (2а)

Показатель Дм определяется по формуле согласно статье 342.5 НК РФ:

Дм = Кндпи Ч Кц Ч (1 – Кв Ч Кз Ч Кд Ч Кдв Ч Ккан) – Кк. (3)

Ниже дан пример расчета НДПИ на 1 т нефти по условиям добычи 2017 г. на некотором (условном) месторождении. Значение Кц можно узнать на сайте ИФНС, на котором ежемесячно публикуются данные по составляющим этого показателя и его итоговому значению. На октябрь 2017 г. коэффициент равен 9,1484.

  1. Кндпи в формуле (3) с 2016 г. не менялся и остался на уровне 559 руб./т.
  2. Кц = (Цена барреля нефти «Urals» – 15) Ч средний показатель курса долл./руб. по данным ЦБ РФ / 261.
  3. Кд и Ккан заданы равными 1 (шкала значений предусмотрена ст. 342.2 и 342.5 НК РФ соответственно).
  4. Остальные коэффициенты можно определить только при наличии доступа к сведениям из Роснедра.

Для примера примем условные данные по Кв и Кдв в размере 0,3, а Кз равным 1, показатель Кц = 306 руб./т.

Определим НДПИ в расчете на 1 т нефти за октябрь 2017 г. по формулам (2а) и (3):

НДПИ = 919 Ч 9,1484 – 9,1484 Ч 559 Ч (1 – 0,3 Ч 1 Ч 0,3 Ч 1) – 306 = 3447,7 руб./т.

Без учета особенностей добычи нефти (показатель Дм) на условном месторождении НДПИ определяется по формуле (2):

НДПИ = 919 руб./т Ч 9,1484 = 8407,38 руб./т,

т.е. его величина в несколько раз выше, чем при учете Дм.

Следует ожидать, что суммарная величина НДПИ для всех месторождений нефти с учетом Дм может существенно снизиться.

Хотя закон о повышении НДПИ для компенсации выпадающих доходов госбюджета при отмене пошлины на нефть еще не принят, в дальнейших расчетах рассмотрен сценарий, исходящий из предположения. что дополнительный доход от повышения НДПИ равен выпадающему доходу от пошлины (сценарий, называемый нами налоговым маневром, или отменой экспортной пошлины).

Как показано в табл. 3, отмена экспортной пошлины на нефть приведет к росту внутренней цены нефти и цен на нефтепродукты. Для условий 2015 г. при отмене экспортной пошлины внутренняя цена нефти возрастет на 18,3%.

Цены и налоги на нефтепродукты.

Снижение и отмена пошлины на нефтепродукты, как и на нефть, усиливают привлекательность их продажи за рубеж, по сравнению с внутренним рынком страны. Вместе с тем повышение НДПИ и внутренней цены на нефть приведут к росту потребительских цен на нефтепродукты, снижению их потребления и соответственно – темпов роста ВВП, что станет одной из причин роста инфляции.

Доля стоимости нефти в цене бензина в 2015 г. равна 40%. При росте цены на нефть на 18,3% (см. табл. 3), цена бензина возрастет на 7,3% (0,4 Ч 18,3%). Это превышает долю прибыли НПЗ, равную 6%. В связи с этим Минэнерго России отмечает: если не повышать цены на бензин для потребителей, то многие НПЗ станут убыточными, что приведет к закрытию некоторых НПЗ и дефициту топлива [9].

Чтобы избежать этого, необходимо повысить цены на бензин и дизтопливо, что и произошло в апреле-мае и в сентябре 2018 г.

Структура средней цены бензина в РФ в 2015 г., %

Стоимость сырой нефти

 39-40

Производственные затраты

 8-9

Стоимость доставок

 2

Расходы торгующих организаций

 8

Прибыль НПЗ

 6

Прибыль торгующих организаций

 4

Налоги (НДС и акцизы)

31-32

Всего

 100

К сентябрю 2018 г. по сравнению с сентябрем 2017 г. цены на бензин значительно возросли (были выше темпа инфляции): на бензин-92 – на 4,25 руб./л (11,46%), на бензин-95 – на 4,64 руб./л (11,46%). Цены на дизельное топливо повысились на 6,9 руб./л (18,09%). Сжиженный природный газ не подорожал [10].

По заявлению Министра энергетики, в 2018 г. розничная цена бензина будет расти не выше уровня инфляции. Для сдерживания роста цен на бензин Правительство РФ снизило акциз на бензин с 1 июня 2018 г. на 3 тыс.руб./т. Однако возможно придется вводить отрицательные акцизы. В ноябре 2018 г. глава Правительства РФ Д.А. Медведев заявил о возможности введения заградительных пошлин на нефть и нефтепродукты, если цены на нефтепродукты будут расти.

Оптовые цены на бензин – выше розничных. Такой парадокс сложился в мае 2018 г. на российском рынке топлива, что угрожает не только ростом цен на бензин, но и монополизацией рынка крупными компаниями. В ЦФО оптовая цена бензина АИ-92 составляет около 40,3 руб./л. Расходы на доставку и обслуживание, а также прочие издержки, которые возникают при транспортировке бензина от нефтеперегонного завода до конкретной заправки – 5-8 руб./л. Таким образом, уже сейчас справедливая цена литра АИ-92 должна составлять 45-48 руб. [11].

В настоящее время из 15 тыс. бензозаправок 6 тыс. принадлежат крупным нефтяным компаниям, а 9 тыс. – независимым ритейлерам. Крупные сети заправок, которые принадлежат нефтедобывающим компаниям, пока могут позволить себе удерживать цены и увеличивать их плавно, за счет запасов бензина до начала роста оптовых цен.

Для небольших сетей и независимых ритейлеров ситуация грозит разорением.

В 2019 г. ситуация осложнится из-за роста НДС (до 20%) и акцизов на нефтепродукты.

Изменение внутренней цены нефти (для НПЗ) при отмене экспортной пошлины и увеличении НДПИ, 2015 г.

Показатель

Значение показателя

1. Суммарный доход бюджета от НДПИ и экспортной пошлины, млн. долл.

 74508,0

2. Доход бюджета от НДПИ, млн. долл.

 48557,4

3. Доход бюджета от экспортной пошлины, млн. долл.

 25951,2

4. Новый НДПИ при отмене экспортной пошлины, долл./т

 151,2

5. Внутренняя цена нефти (для НПЗ без учета транспортировки нефти) при отмене

 

экспортной пошлины, долл./т

338,2

6. Внутренняя цена нефти при наличии экспортной пошлины со ставкой 42%, долл./т

 285,2

7. Рост внутренней цены нефти (стр. 5 : стр.6)

 1,183

Определим также рост внутренней цены нефти в РФ для условий мая 2018 г. Экспортная цена нефти Цэ равна 548,5 долл./т (75,14 долл./барр. Ч 7,3). Экспортная пошлина определяется по формуле (1):

Эп = 29,2+30% (Цэ – 182,5) = 139 долл./т.

Внутренняя цена нефти равна сумме цены производителя и НДПИ: 187 долл./т + 215,2 долл./т = 402,2 долл./т.

Предполагаем, что поставки нефти на экспорт и на внутренний рынок равны. Отметим, что тогда экспортная пошлина берется с половины всей добываемой нефти, а НДПИ со всей добываемой нефти. Получим, что при отмене экспортной пошлины внутренняя цена за счет роста НДПИ на величину 69,5 долл./т (139 долл./т/2) составит 471,5 долл./т (402,2 долл./т + 69,5 долл./т). Внутренняя цена возрастет в 1,178 раза (117,8%), т. е. примерно, как в 2015 г.

Как отмечают специалисты, рост оптовых цен на бензин в России связан в первую очередь с дорожающей нефтью. При этом если раньше подорожание нефти автоматически вело к пропорциональному укреплению рубля, то в настоящее время этого не происходит.

Необходимо отметить, что иногда в качестве главной цели налогового маневра указывается ориентация на создание к 2025 г. одинаковых условий и единого рынка нефти и нефтепродуктов для стран Евразийского экономического союза, в соответствии с «Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» (Ст. 2). Однако для этого нет необходимости отменять пошлины на продажу российской нефти для всех стран. Достаточно их отменить только на нефть, продаваемую странам Евразийского союза, правда, при их согласии. Это не привело бы к резкой трансформации рынков, поскольку доля чистого экспорта нефти и нефтепродуктов в эти страны не превышает 2-3% их общего объема.

По оценке Минэнерго России, рост внутренней цены на нефть при отмене экспортной пошлины может привести к потере Республикой Беларусь 96 млрд. руб. (1,6 млрд. долл. при курсе 60 руб./долл.) [9] и закрытию ряда российских НПЗ. Из 18–23 млн. т нефти, которые получает Республика Беларусь ежегодно из РФ для нефтепереработки на своих НПЗ, около 7аfs21 5-6 млн. т нефтепродуктов она потребляет сама, а остальные 14-15 млн. т (две трети) экспортирует назад в РФ и за пределы Таможенного Союза по соглашению с РФ. Республика Беларусь будет вынуждена повысить цены на экспортируемые нефтепродукты, чтобы не иметь убытков [9].

Учитывая, что Республика Беларусь возвращает в виде нефтепродуктов две трети нефти (14-15 млн. т) импортируемой из РФ, то при повышении цен на экспортируемые из Беларуси нефтепродукты ее потери снизятся на две трети – с 96 млрд. руб. до 32 млрд. руб. Остальные 64 млрд. руб. потерь при отмене экспортной пошлины и росте внутренней цены на нефтепродукты будут компенсированы при экспорте нефтепродуктов Беларуси в РФ и за пределы Таможенного Союза.

Цены бензина в различных странах мира.

В Приложении приведена таблица, характеризующая существенные различия в уровнях цен на бензин и дизельное топливо в разных странах мира. Как правило, бедные страны, которые добывают и экспортируют нефть, имеют низкие внутренние цены. В развитых странах они гораздо выше. Единственным исключением являются США – экономически развитая страна с низкими ценами на бензин. Разница в ценах в этих странах обусловлена размерами налога и субсидией на бензин. Все страны имеют доступ к покупке нефти по одним и тем же ценам на международных рынках, но устанавливают разные налоги. Так, Норвегия – нефтедобывающая страна – имеет самые высокие цены на бензин (более 2 долл./л). Средняя цена бензина АИ-95 составляет 1,18 долл./л (окт. 2018 г.).

Два фактора, характеризующие экономику России, – низкий уровень душевого ВВП и собственная нефтедобыча – свидетельствуют, что цены на бензин в России должны быть низкими. Пример США показывает, что большая страна может (и должна) обходиться низкими налогами в структуре цен на бензин. В России доля налогов (НДС и акцизов) в цене составляет больше 30%. В США эта доля гораздо ниже (табл. 4). 

Таблица 4

Структура цены бензина в США, %

Показатель

 2007-2016 гг.

 2016 г.

Распределение и маркетинг

 11

16

Затраты и прибыль НПЗ

 12

18

Налоги федеральные и штатов

 15

21

Сырая нефть

 62

45

Источник: Данные US Department of Energy.

Выводы.

С 1 янв. 2019 г. вступает в силу Закон о постепенной (в течение 6-ти лет) отмене экспортной пошлины на нефть [5]. Выпадающие доходы государственного бюджета будут компенсироваться повышением НДПИ. Это неизбежно приведет к росту внутренних цен на бензин и другие нефтепродукты (что снизит их потребление и соответственно темпы роста ВВП) и к росту инфляции. Со снижением и отменой экспортной пошлины на нефтепродукты более привлекательной становится продажа нефтепродуктов за рубеж, чем внутри страны.

Теоретическое обоснование экономистов либеральной ориентации ([6; 7]) выгоды налогового маневра для российской экономики не состоятельны. Они вызывали критику специалистов, со стороны как ученых [3], так и работников Минэнерго. Отмена экспортной пошлины (даже постепенная) приведет к негативным последствиям для экономики (см. [3; 4]). 

Для долгосрочного устойчивого развития необходим пониженный уровень внутренних цен на нефтепродукты и сырую нефть по сравнению с мировыми ценами. Цены на бензин и дизельное топливо в США незначительно выше по валютному курсу, чем в России. Такая политика США, учитывая значительную территорию страны, стимулирует грузовые и пассажирские перевозки, следовательно, и экономическую активность и развитие экономики. Механизмом достижения равной выгодности экспорта и реализации на внутреннем рынке, как правило, служат налоговые инструменты, в первую очередь, экспортные пошлины. Экспортные пошлины со ставкой, зависящей от цены на нефть, действуют в ряде стран: Китай (5%), Малайзия (10%), Вьетнам (10%), Аргентина (25-100%). В России экспортная пошлина на природный газ сохраняется. 

С точки зрения ближайших задач экономического развития страны вполне приемлемо и эффективно установление соглашений между государством и нефтяными компаниями об ограничении роста цен на нефтепродукты темпами общей инфляции с обязательством о насыщении внутреннего спроса. Для реконструкции НПЗ необходимо не повышение цен на нефтепродукты, а стимулирующая ее государственная политика (льготы по налогообложению и др.). 

По нашему мнению, необходимо оставить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты на прежнем уровне.

Литература

  1. Волконский В. А., Кузовкин А. И. Ценовые и финансовые проблемы топливно-энергетического комплекса. М.: Наука, 2008. 254 с.
  1. Корнев А.К. Реиндустриализация экономики и экономически обоснованный уровень цен на продукцию добывающей промышленности // Прогнозирование экономического роста. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 182-192.
  2. Узяков М., Баев В. Налоговый маневр: в чью пользу? // ЭКСПЕРТ. 2015. Апрель. № 17. C. 27-29.
  3. Кузовкин А.И. Мировые цены на нефть и развитие экономики. Монография. АО «Институт микроэкономики», 2017. 181 с.
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (3 августа 2018 г. №305-ФЗ).
  1. Бобылев Ю.Н., Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарий анализа последствий // Научные труды № 161. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. 84 c.
  1. Зубарев А., Полбин А. Оценка макроэкономических эффектов от снижения экспортной пошлины на нефть // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 6. С. 8-35.
  1. Orlov A. An assessment of proposed energy resource tax reform in Russia: A static general equilibrium analysis. // Energy Economics. 2015. Vol. 50. Issue C. P. 251-263.
  1. «КоммерсантЪ» 13 января 2017 г.//news.tnt.by/economics/ 507384. html
  2. Аргументы и факты. 9 янв. 2017 г.
  3. Сайт: www.benzin-cena.ru/benzin/3-mir-ceni-v-dollarah

 

                                                                 Приложение

                                                                                                                                   Таблица

                            Цены на бензин и дизельное топливо, 12 сентября 2018 г. (долл./л)

 

 

Страна

АИ-92

АИ-95

АИ-98

Дизельное топливо

Страна

АИ-92

АИ-95

АИ-98

Дизельное топливо

Австрия

 

1,52

1,67

1,44

Молдова

 

1,13

1,18

1,01

Албания

 

1,64

 

1,64

Норвегия

 

2,05

2,17

1,91

Андорра

 

1,45

1,5

1,23

Перу

 

4,22

4,7

3,68

Армения

 

0,97

1,01

0,95

Польша

 

1,37

1,46

1,35

Беларусь

 

0,68

0,73

0,68

Португалия

 

1,93

1,97

1,68

Бельгия

 

1,77

1,88

1,82

Россия

 0,6

0,65

0,73

0,65

Болгария

 

1,35

1,52

1,37

Румыния

 

1,35

1,4

1,38

Босния и Герцеговина

 

1,37

1,4

1,37

Сербия

 

 1,5

 1,6

 1,6

Бразилия

 

1,07

 

0,81

Словакия

 

1,57

1,82

1,39

Великобритания

 

1,71

1,85

1,74

Словения

 

1,57

1,73

 1,5

Венгрия

 

1,44

1,5

1,47

США

 0,75

0,84

0,91

0,86

Германия

 

1,72

1,87

1,52

Турция

 

1,07

1,08

0,97

Греция

 

2,23

2,01

1,91

Украина

 

1,08

1,12

 1,0

Грузия

 

0,93

0,97

0,93

Уругвай

 

1,7

1,76

1,25

Дания

 

1,8

1,91

1,55

Финляндия

 

1,77

1,88

1,59

Ирландия

 

1,74

 

1,6

Франция

 

1,86

1,9

1,74

Испания

 

1,55

1,72

1,46

Хорватия

 

1,62

1,71

1,55

Италия

 

1,94

 

 1,8

Черногория

 

1,6

1,64

1,46

Казахстан

0,41

0,46

 

 0,5

Чехия

 

1,49

1,54

1,45

Кыргызстан

 0,46

0,5

0,53

 

Чили

 

1,2

1,25

0,87

Латвия

 

1,51

1,57

1,42

Швейцария

 

 1,7

 1,7

 1,8

Литва

 

1,4

1,51

1,31

Швеция

 

1,79

1,85

1,79

Люксембург

 

1,48

1,54

1,31

Эстония

 

1,53

1,59

1,48

Македония

 

1,34

1,37

1,19

Япония

 

1,36

1,46

1,17

Мексика

 

1,07

 

1,05

 

 

 

 

 

Источник: [11].__