С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке  ЧИТАТЬ И СКАЧАТЬ

О ВЛИЯНИИ МИРОВОЙ ЦЕНЫ И ЭКСПОРТНОЙ ПОШЛИНЫ НА НЕФТЬ В РОССИИ НА ВНУТРЕННИЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ В СТРАНАХ ЕАЭС

1. Экспортеры и импортеры нефти
в странах ЕАЭС
Главными экспортерами нефти в страны
ЕАЭС являются Россия и Казахстан. Главным
импортером нефти – Беларусь. В общем объеме
взаимной торговли ЕАЭС нефть и нефтепродук-
ты в 2015 г. составили 20%, что является наиболь-
шей долей по сравнению с другими секторами
экономики. Например, торговля промышлен-
ными товарами в общем объеме торговли вну-
три ЕАЭС составила в 2015 г. 16%, пищевыми
продуктами – 13,4%. Россия в 2015 г. произвела
524,2 млн т. нефти, экспорт составил 237,8 млн
т или 45,4% от добычи. Казахстан добыл неф-
ти в объеме 85,21 млн т, экспорт составил 70,85
млн т или 83,1%. В 2014 г. экспортная пошлина
на нефть Казахстана была равна 80 долл./т (22%
мировой цены на нефть сорта Brent), а для нефти
России – 106,14 долл./т в 2015 г. (29% мировой
цены на нефть сорта Brent).
Россия экспортирует нефть в страны ЕАЭС,
в основном в Беларусь, в среднем 18–23 млн т
нефти в год. После переработки российской
нефти Беларусь потребляет лишь 5–6 млн тонн
нефтепродуктов, остальные 14–15 млн т страна
ежегодно экспортирует назад в Россию. Возврат
в РФ части нефтепродуктов предусмотрен бес-
пошлинным экспортом российской нефти в
Беларусь. Остальной объем бензинов, произве-
денных из российской нефти, Минск экспорти-
рует за пределы Таможенного союза без возме-
щения экспортных пошлин России.
Среднеконтрактная цена нефти в Беларусь
за 10 месяцев 2016 г. составила 215 долл. за т.
За 10 месяцев 2016 г. Беларусь экспортирова-
ла 1 млн 349 тыс..т нефти собственной добычи,
МИКРОЭКОНОМИКА № 1 2017 21
ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
которую поставила на экспорт в Германию по
договоренности с Россией.
2. Проблемы снижения экспортной пошлины
и соответствующего роста НДПИ
на российскую нефть
В соответствии с налоговым маневром,
принятым Правительством РФ на 2015–2017 гг.
ставка экспортной пошлины на нефть долж-
на снизиться с 59% в 2014 г. до 42% в 2015
г., до 36% в 2016 г. и 30% в 2017 г. при соот-
ветствующем увеличении НДПИ. В последу-
ющем Минфин РФ предлагает обнулить экс-
портную пошлину [1]. Основной целью тако-
го маневра, как считает Минфин РФ, является
уход от использования таможенных пошлин
для несвойственных им функций по изъятию
нефтяной ренты и субсидирования нефтепе-
рерабатывающей промышленности [2]. Как
показано в работе [1], это приведет для усло-
вий 2015 г. к росту НДПИ в 1,53 раза. Выручка
федерального бюджета от НДПИ равна 48,51
млрд долл., а от экспортной пошлины – 25,95
млрд долл., их сумма 74,5 млрд долл.
Внутренняя цена для нефтеперерабаты-
вающих заводов (без учета транспорта неф-
ти), равная сумме цены производителя нефти
и новому НДПИ (после обнуления экспорт-
ной пошлины), возрастет в 1,183 раза и будет
равна для условий 2015 г. 338,2 долл./т или
92,6% от экспортной цены 365,7 долл./т (50,3
долл./барр.). При фактической ставке экс-
портной пошлины 42% в 2015 г. внутренняя
цена равна 286,8 долл./т или 70,8% экспорт-
ной цены.
Рост цены на нефть при отмене экспорт-
ной пошлины приведет к росту внутренних
цен на нефтепродукты как для потребителей
России, так и стран ЕАЭС, импортирующих
российскую нефть. Эти проблемы требуют
детального обсуждения.
После декабрьского 2016 г. соглашения
стран ОПЕК, России и других нефтедобываю-
щих стран о снижении добычи нефти в 2017 г.
мировая цена на нефть сорта Brent находится в
диапазоне 50–55 долл./барр. в январе-феврале
2017 г. Следует ожидать, что мировая цена бу-
дет не ниже этого уровня и до 2020 г. Поэтому
проект Минфина РФ обнулить пошлину на
нефть к 2019 г. даст рост внутренней цены на
нефть в РФ и странах ЕАЭС – импортерах рос-
сийской нефти (см. Приложение).
Если мировая цена нефти будет расти
(после ликвидации избытка предложения
нефти над спросом), то внутренняя цена неф-
ти в РФ и странах ЕАЭС – импортерах нефти
РФ возрастет. Это показано в [1] на примере
условий 2012 г., когда экспортная цена рав-
на 803 долл./т (110 долл./барр.), и при отмене
экспортной пошлины внутренняя цена неф-
ти для РФ возрастет в 1,34 раза и будет рав-
на 633 долл./т. Это очень значительный рост
внутренней цены.
В статье специалистов НК «Роснефть»
М. Узякова и В. Баева [3] дан анализ послед-
ствий налогового маневра в нефтяной промыш-
ленности России, разработанный Минфином
РФ и введенный в действие с 2015 г.
Авторы статьи отмечают, что налоговый
маневр, который состоит в постепенном сни-
жении экспортной пошлины на нефть и со-
ответствующем росте НДПИ (для сохранения
доходов бюджета), приводит к повышению
налоговой нагрузки для нефтяной отрасли
на 4,5 процентных пункта от выручки.
Продолжение этой тенденции до 2030 г.
при стабильной цене на нефть 60 долл./барр.
будет означать увеличение налоговой нагруз-
ки к концу периода на 6,5 процентных пункта
по сравнению с вариантом налоговой систе-
мы, существовавшей в 2014 г.
Для действующих месторождений это
влечет рост себестоимости добычи нефти и
более раннее наступление срока окончания
рентабельной разработки и снижение до-
бычи в отрасли на старых месторождениях.
Потребуется более ранний ввод новых место-
рождений. Доля инвестиций по отношению к
выручке составляет 12–15% для российских
компаний. Это означает, что изъятие в бюд-
жет дополнительных 4–6% выручки приведет
к сокращению инвестиционных программ на
30–40%, что приведет к снижению добычи
нефти к 2035 г. на 15–25%, в результате реа-
лизации налогового маневра. В этих услови-
ях налоговые потери бюджета существенно
превысят гипотетические налоговые посту-
пления, по мнению авторов статьи [3].
22 МИКРОЭКОНОМИКА № 1 2017
ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
3. Позиция Минэнерго РФ об отмене
экспортной пошлины на нефть РФ
По мнению Министра энергетики РФ Алек-
сандра Новака, предложение Минфина РФ обну-
лить пошлины на нефть до конца не просчитано,
и его последствия могут быть непредсказуемы.
Во-первых, у нас много месторождений разра-
батывается с использованием налоговых льгот
по экспортным пошлинам, – шельф, тюменская
свита, участки в Восточной Сибири и т.д., поэто-
му нужно будет перенастраивать всю эту налого-
вую систему. Во-вторых, при обнулении пошлин
цена на нефть для российских НПЗ вырастает до
уровня цены на внешнем рынке (с поправкой на
транспорт). Это означает, что возникает риск су-
щественного роста цен на нефтепродукты.
Предложение Минфина компенсировать
пошлины отрицательными акцизами наме-
чается лишь частично. Компании опасаются,
что сегодня компенсации есть, а завтра их не
будет. И главная проблема: при обнулении по-
шлин проиграют компании, которые закончи-
ли модернизацию НПЗ, а остальные потеряют
стимулы для инвестиций. Поэтому говорить об
обнулении пошлин можно только после 2021
г., когда основные программы модернизации
будут закончены. Кроме того, к 1 января 2025
г. у нас должны начать функционировать еди-
ные рынки нефти и газа в рамках ЕАЭС и нам
нужно будет унифицировать наши таможенные
политики. Если будет понимание у наших пар-
тнеров по ЕАЭС о целесообразности обнуления
пошлин, нам тоже нужно будет к этому времени
поэтапно снизить пошлины до нуля – отмеча-
ет Министр энергетики РФ Александр Новак
[Ведомости, 20.12.2016 г., стр.09].
В проекте Основных направлений налоговой
политики Российской Федерации на 2017 г. и на
плановый период 2018–2019 гг. [2] Минфин РФ
считает необходимым отметить, что увеличение
налоговой нагрузки (рост НДПИ) на нефтяную
отрасль в долгосрочной перспективе резко по-
вышает вероятность ускорения темпов падения
добычи нефти в традиционных регионах нефте-
добычи (Западная Сибирь, Республика Коми).
При этом значительный объем запасов нефти в
местах с развитой транспортной инфраструкту-
рой, готовой производственной базой может ока-
заться не вовлеченным в промышленный оборот.
В связи с этим прорабатывается альтерна-
тивный механизм обеспечения дополнительных
доходов федерального бюджета, не предполага-
ющий увеличения фискальной нагрузки на до-
бычу нефти. Однако он подвергается критике
Минэнерго РФ.
Минэнерго России обрисовало мрачную
картину предлагаемого Минфином обнуления
экспортной пошлины на нефть после 2018 г. Как
пишет «Коммерсант»: «Минэнерго отмечает, что
это может осложнить отношения с Беларусью,
лишив ее 96 млрд российских рублей (при ны-
нешнем курсе рубля 1,6 млрд долл.), привести
к падению объемов нефтепереработки на 20% и
нехватке топлива, а также к закрытию ряда рос-
сийских НПЗ» [13 января 2017 г. //news.tnt.by/
economics/527384.html].
Минэнерго предлагает ничего не менять как
минимум до 2020 г., тогда как Минфин хочет при-
нять решение в 2018 г. Сегодня Беларусь полу-
чает нефть беспошлинно. Вместе с обнулени-
ем пошлины по налоговому маневру будет расти
НДПИ, что вызовет рост цен на нефть для нашей
страны и Беларуси. При расчетах суммы потерь
Минэнерго РФ брал цену на нефть в 40 долларов
за баррель и курс 64,8 руб./долл.
Для внутреннего рынка Минэнерго пред-
рекает также серьезные последствия обнуления
пошлин: маржа переработки в среднем может
снизиться с 2,7 тыс. руб. на тонну до 1 тыс. руб.
Нефтяникам в ряде случаев станет менее выгодно
перерабатывать нефть, чем отправлять ее на экс-
порт. Поэтому Минэнерго ожидает «одномомент-
ного снижения объемов переработки нефти (в
объеме до 60 млн т). Это эквивалентно примерно
20% всей переработки нефти в РФ. В результате
сократится выпуск топлива (бензинов на 6 млн т,
дизеля на 14 млн т), что в свою очередь, приведет
к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке
и социальным проблемам как из–за роста цен на
топливо, так и из того, что нефтекомпаниям при-
дется закрыть нерентабельные НПЗ.
В Минфине заявили «Коммерсанту», что
рассматривать вопросы изменения пошлин,
НДПИ и прочих налогов до завершения пору-
ченной Президентом РФ дискуссии о будущих
контурах налоговой системы является преждев-
ременным. Речь идет о введение новой налого-
вой системы с 2019 г.
МИКРОЭКОНОМИКА № 1 2017 23
ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
По нашим расчетам (см. Приложение), экс-
портная пошлина в 2017 г. и в 2018–2019 гг. при
неизменной экспортной цене российской неф-
ти 50,3 долл./барр. (365,7 долл./т) будет равна
84,16 долл./т. Тогда обнуление экспортной по-
шлины с 2019 г. и соответствующий рост НДПИ
при потере 1,6 млрд долл. для Беларуси за счет
роста НДПИ в цене нефти будет соответство-
вать объему экспорта российской нефти в размере
1600 млн долл.: 84,16 долл./т = 19 млн т. Эта вели-
чина соответствует объему экспорта российской
нефти в Беларусь.
Выводы
1. По мнению Министра энергетики РФ
Александра Новака, главная проблема заключа-
ется в том, что при обнулении пошлин на нефть
проиграют компании, которые закончили модер-
низацию НПЗ, а остальные потеряют стимулы
для инвестиций. Если будет понимание у наших
партнеров по ЕАЭС о целесообразности обнуле-
ния пошлины, то нам тоже нужно будет к 2025
г. (год создания единых рынков нефти и газа
ЕАЭС) поэтапно снизить пошлины до нуля.
При обнулении пошлин цена на нефть для
российских НПЗ вырастет до уровня цены на
внешнем рынке (с поправкой на транспорт).
2. Минэнерго России обрисовало мрач-
ную картину предлагаемого Минфином обну-
ления экспортной пошлины на нефть после
2018 г. Как пишет «Коммерсант»: «Минэнерго
отмечает, что это может осложнить отно-
шения с Беларусью, лишив ее 96 млрд рос-
сийских рублей (при нынешнем курсе рубля
1,6 млрд долл.), привести к падению объемов не-
фтепереработки на 20% и нехватке топлива, а
также к закрытию ряда российских НПЗ» [13 ян-
варя 2017 г. //news.tnt.by/economics/527384.html].
3. По нашим расчетам, рост внутренней
цены на нефть для НПЗ при обнулении пошли-
ны и соответствующем росте НДПИ на нефть
составит 18,3% для условий 2015 г. при экс-
портной цене 50,3 долл./барр. и 34% для ус-
ловий 2012 г. при экспортной цене 110 долл./
барр. Следовательно, при обнулении пошлин
и росте экспортной цены на нефть внутренняя
цена нефти для российских НПЗ будет расти.
Она будет расти и для стран ЕАЭС – импорте-
ров российской нефти.
4. В статье М. Узякова и В. Баева [3] дан ана-
лиз последствий налогового маневра в нефтя-
ной промышленности России, разработанный
Минфином РФ и введенный в действие с 2015 г.
Изъятие в бюджет за счет роста НДПИ (при об-
нулении экспортной пошлины) дополнительных
4–6% выручки приведет к сокращению инвести-
ционных программ на 30–40%, что приведет к
снижению добычи нефти к 2035 г. на 15–25%,
в результате реализации налогового маневра. В
этих условиях налоговые потери бюджета суще-
ственно превысят гипотетические налоговые по-
ступления, по мнению авторов статьи [3].
5. Ставка экспортной пошлины от цены на
нефть действует в рамках СРП в ряде стран:
Китай (5%), Малайзия (10%), Вьетнам (10%),
Аргентина (25–100%) в рамках концессии.
6. Снижение экспортных пошлин на нефть
и нефтепродукты и увеличение роялти (НДПИ)
приведет к повышению внутренних цен России
и других стран ЕАЭС на нефтепродукты, что
снижает конкурентоспособность производите-
лей. Поэтому необходим поиск баланса меж-
ду экспортными пошлинами и роялти (НДПИ).
При этом необходимо учитывать, что экспорт-
ная пошлина берется в долларовом выраже-
нии, а НДПИ в рублях. Соответственно уве-
личение НДПИ должно учитывать ослабле-
ние рубля, что потребует значительно большего
(в 2–3 раза) увеличения НДПИ (в процентном от-
ношении), чем снижение экспортной пошлины.

24 МИКРОЭКОНОМИКА № 1 2017
ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ПРИЛОЖЕНИЕ
На 2017 год экспортная пошлина Эп на российскую нефть будет рассчитываться согласно на-
логовому маневру со ставкой α равной 30% (0,3) к эк спортной цене Цэ по формуле:
Эп = 29,2 + α (Цэ – 182,5) = 0,3Цэ– 25,55 (дол./т).
Считаем, что далее ставка 30% остается неизменной на 2018–2019 годы. Примем, что экс-
портная цена будет (как и в 2015 г.) составлять 50,3 долл./бар. (365,7 долл./т).
Тогда:
Эп = 83,26 долл./т.
Следовательно, при снижении ставки экспортной пошлины в 1,4 раза (с 42% до 30%)
экспортная пошлина снизится в 1,26 раза (со 106,14 до 84,16 долл./т), т.е. в меньшей степени.
Принимая условия 2015 г. по остальным показателям согласно [1], получим, что доход бюджета
от экспорта нефти 244,5 млнт будет равен
84,16 долл./т × 244,5 млнт = 20577,1 млндолл.
Общая выручка бюджета равна сумме НДПИ и экспортной пошлины:
48557,4 + 20577,1 = 69134,5 млндолл.
При отмене экспортной пошлины и соответствующем росте НДПИ, рост НДПИ составит:
69134,5 ÷ 48557,4 = 1,424 раз
и НДПИ будет равен в расчете на тонну:
98,8 долл./т х 1,424 = 140,7 долл./т.
Внутренняя цена Цвн НПЗ (без транспортировки нефти) равна цене производителя
и новому НДПИ:
Цвн = 187+140,7=327,7 долл./т.
Следовательно, Цвн возрастет:
327,7 ÷ 285,8=1,449 раз
и практически будет близка к экспортной цене 365,7 долл./т (89,47%).
Доля НДПИ Цвн будет равен 0,427 (14,7 / 327,7).

 

Литература 1. Голубченко Н.В., Кузовкин А.И. Налоговая реформа в нефтяной промышленности России и оценка природной ренты /Н.В. Голубченко, А.И. Кузовкин// Микроэкономика. – 2016. – № 5. – С. 28–36. 2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minfin.ru/ ru/document/?id_4=116206 (дата обращения 02.02.2017 г.). 3. Узяков М.Н., Баев В. Налоговый маневр: в чью пользу? / М.Н. Узяков, В. Баев//ЭКСПЕРТ, апрель, – 2015 – № 17.