С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке  ЧИТАТЬ И СКАЧАТЬ

ВЛИЯНИЕ ОТМЕНЫ ЭКСПОРТНОЙ ПОШЛИНЫ НА НЕФТЬ НА ВНУТРЕННИЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ В РОССИИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕАЭС

Данная работа является дальнейшим развитием
положений предыдущей статьи, посвященной
этой проблеме [1].

1. Влияние отмены экспортной пошлины
на нефть для нефтяной отрасли России

В соответствии с налоговым маневром,
принятым Правительством РФ на 2015-2017 гг.
ставка экспортной пошлины на нефть должна
снизиться с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г.
при соответствующем увеличении НДПИ
(см. табл. 1). В последующем Минфин РФ
предлагает обнулить экспортную пошлину на
нефть предположительно в 2018 г. В то же время
Минфин РФ отмечает, что увеличение налоговой
нагрузки (в виде НДПИ) на нефтяную
отрасль в долгосрочной перспективе резко повышает
вероятность ускорения темпов падения
добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи
(Западная Сибирь, Республика Коми).
При этом значительный объем запасов нефти в
местах, где имеются развитая транспортная инфраструктура
и готовая производственная база,
может оказаться невостребованным [2].

В 2015 г. НДПИ равен базовой ставке
НДПИ (см. табл. 1), умноженный на коэффициент
Kц равный:

Kц = (Ц – 15) . P/261, (1)

где Ц – средний за год уровень цен на нефть
марки Urals в долларах США за баррель;

Р – среднее за налоговый период значение
курса доллара США к рублю, устанавливаемое
ЦБ РФ.

В 2015 г. НДПИ с учетом этого коэффициента
равен 6025,2 руб./т (см. табл. 2). С 2016 г.
для расчета НДПИ введены более сложные правила
его расчета.

В работе экономистов Института экономической
политики им. Е.Т. Гайдара показано,
что в мировых ценах отечественная переработка
создает отрицательную добавленную стоимость.
Российская нефтепереработка потребляет
значительно больше, чем производит [4].

Однако необходимо считать не по мировым
ценам и валютному курсу рубля к доллару
США, а по ППС. Тогда ситуация изменится к
лучшему и отечественные нефтеперерабатывающие
заводы (НПЗ) будут нужны.

В работах [4, 5] предлагается отмена экспортной
пошлины на нефть и соответствующее
увеличение НДПИ на нефть. При этом в
[5] предполагается, что отмена экспортной пошлины
вынудит нефтеперерабатывающие отрасли
проводить модернизацию производства.



ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

МИКРОЭКОНОМИКА № 2 2017

45

Однако, с этим несогласно Минэнерго. При обнулении
пошлин на нефть НПЗ потеряют стимулы
для инвестиций из-за падения прибыли в
результате роста НДПИ [Коммерсант, 13 января
2017 г.]. Отмена экспортной пошлины, даже постепенная,
приведет к негативным последствиям
для экономики, как показано в [3].

В статье М. Узякова и В. Баева [3] дан анализ
последствий налогового маневра в нефтяной
промышленности России, разработанного
Минфином РФ и введенного в действие с 2015 г.

В результате реализации налогового маневра
изъятие в бюджет за счет роста НДПИ
(при обнулении экспортной пошлины) дополнительных
4-6% выручки приведет к сокращению
инвестиционных программ на 30-40%, что
приведет к снижению добычи нефти к 2035 г.
на 15-25%. В этих условиях, по мнению авторов
статьи [3], налоговые потери бюджета существенно
превысят гипотетические налоговые
поступления. Авторы отмечают, что в результате
налогового маневра в ближайшие 10 лет увеличение
инфляции составит до 1 п.п. в год и замедление
темпов роста ВВП до 0,5 п.п. в год.
Нефтяным компаниям выгоднее экспортировать
нефть, чем направлять ее на переработку внутри
страны.

Последствия отмены экспортной пошлины
на бензин и дизтопливо

Снижение и отмена экспортной пошлины
на нефтепродукты делает более привлекательной
продажу нефтепродуктов за рубеж, чем
внутри страны. Чтобы этого не было, по нашему
мнению, необходимо оставить экспортные
пошлины на нефтепродукты на соответствующем
уровне.

В то же время рост внутренней цены за счет
роста НДПИ при отмене экспортной пошлины
на нефтепродукты, иначе будут потери бюджета,
приведет к необоснованному росту потребительских
цен на нефте-продукты. Это снизит
их потребление и, соответственно, снизит темпы
роста ВВП. Кроме того, приведет и к росту
инфляции.

2. Влияние отмены экспортной пошлины
на нефть (Эп) и соответствующего роста
НДПИ на нефть на рентабельность производства
бензина (в условиях 2015 г.)

При структуре цены бензина в 2015 г. согласно
табл. 5 и цене нефти для НПЗ (без учета
транспортировки до НПЗ), равной 17397,2 руб./т
(см. табл. 2) или 40% цены бензина, получим,
что цена бензина приближенно равна:

Таблица 1

Параметры налогового маневра в сравнении с прежним режимом

Показатели

факт

Прежний режим

Налоговый маневр

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Ставка экспортной пошлины на нефть

59%

57%

55%

42%

36%

30%

Ставка экспортной пошлины на ДТ

65%

63%

61%

48%

40%

30%

Ставка для экспортной пошлины на мазут

66%

100%

100%

76%

82%

100%

Ставка для экспортной пошлины на бензин

90%

90%

90%

78%

61%

30%

Базовая ставка НДПИ, руб./т

493

530

559

775

856

918

Акциз на бензин класса 4. руб./т

. 9416

10358

10358

7300

7530

5830

Акциз на бензин класса 5. руб./т

5750

6223

6223

5530

7530

5830

Акциз на ДТ класса 4. руб./т

5427

5970

5970

3450

4150

3950

Акциз на ДТ класса 5. руб./т

4767

5244

5244

3450

4150

3950

 

 



ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

МИКРОЭКОНОМИКА № 2 2017

(2)

НДС равен:

(3)

Акциз на бензин согласно налоговому
маневру равен в 2015 г. 7,3 тыс. руб. (табл. 1),
все налоги (НДС и акциз) равны 13,9 тыс.
руб. или 31,95% цены на б ензин.

По расчетам автора, стоимость нефти возросла
бы в 2015 г. на 18,3% для НПЗ, если бы
экспортная пошлина была отменена в 2015 г.
(см. табл. 3). Расчеты для 2017 г. даны в табл. 4.
Поскольку доля стоимости нефти в цене бензина
равна 40% (0,4), то цена бензина соответственно
возрастет на 0,4 . 18,3% = 7,3% и стоимость
нефти составит не 40%, а 47,3%. Это превысит
прибыль НПЗ, равную 6% (см. табл. 5).
Поэтому Минэнерго РФ отмечает, что многие
НПЗ станут убыточными из-за роста НДПИ в
цене нефти, если не повышать цены на бензин
для потребителей [1]. Это приведет к закрытию
некоторых НПЗ и дефициту топлива [Коммерсант,
13 января 2017 г.]. Для того чтобы избежать
это, необходимо будет поднять цены на
бензин и дизтопливо.

3. Оценка потерь Беларуси и РФ при от


Таблица 2

Вычисление НДПИ (роялти)
и экспортной пошлины на сырую нефть России в 2015 г.

Показатели

НДПИ

Показатели

Экспортная
пошлина

Доход от НДПИ, млрд руб.

2962,0

Доходы от экспортной
пошлины, млрд руб.

1583,0

Доход от НДПИ, млн долл.1

48557,4

Доходы от экспортной
пошлины, млн долл.

25951,2

Объем добычи налогооблагаемой нефти, млн.т

491,6

Экспорт, млн.т

244,5

НДПИ, долл./т

98,8

Экспортная пошлина,
долл./т

106,14

НДПИ, руб./т

6025,2

Цена производителя, долл./т

187,0

Экспортная цена,
долл./т

365,7

Цена производителя, руб./т

11417

Внутренняя цена для НПЗ
(цена производителя плюс НДПИ)2, долл./т

285,2

Доля экспортной пошлины
в экспортной
цене, %

29

Внутренняя цена для НПЗ
(цена производителя плюс НДПИ)2, руб./т

17397,2

Доля НДПИ в цене для НПЗ, %

34,6

1 курс рубля 61 руб./долл. США;

2 без учета транспортировки нефти до НПЗ

Расчет экспортной пошлины Эп на сырую нефть по ставке 42% производился для 2015 г. по формуле:

Эп = 29,2+0,42·(Цэ-182,5) долл./т

____________________________

1 курс рубля 61 руб./долл. США;

2 без учета транспортировки нефти до НПЗ

Расчет экспортной пошлины Эп на сырую нефть по ставке 42% производился для 2015 г.
по формуле: Эп = 29,2+0,42·(Цэ-182,5) долл./т

 

 

17 397,2 руб..100% = 43,5 тыс. руб./т.
40%
43,5 тыс. руб..18% = 6,6 тыс. руб.
118%

ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

МИКРОЭКОНОМИКА № 2 2017

Таблица 3

Изменение внутренней цены нефти (для НПЗ)
при отмене экспортной пошлины и увеличении НДПИ (по данным 2015 г.)

№№
пп

Показатели

Значение
показателей

1.

Суммарный доход бюджета от НДПИ
и экспортной пошлины, млн долл.

74508,0

2.

Доход бюджета от НДПИ, млн долл.

48557,4

3.

Доход бюджета от экспортной пошлины, млн долл.

25951,2

4.

Цена производителя (без НДПИ), долл./т

187,0

5.

НДПИ при наличии экспортной пошлины, долл./т

98,8

6.

Новый НДПИ при отмене экспортной пошлины, долл./т

151,2

7.

Внутренняя цена нефти (для НПЗ без учета транспортировки нефти)
при отмене экспортной пошлины, долл./т

338,2

8.

Внутренняя цена нефти при наличии экспортной пошлины,
со ставкой 42%, долл./т

285,8

9.

Рост внутренней цены нефти (п. 7 / п. 8)

1,183

 

 

Таблица 4

Изменение внутренней цены нефти (для НПЗ)
при отмене экспортной пошлины в 2017 г. (ставка 30%)
при экспортной цене равной 50,3 и 60 долл./барр (остальные данные 2015 г.)

№№
пп

Показатели

Значение показателей

Цэ = 50,3
долл./барр

Цэ = 60
долл./барр

1.

Суммарный доход бюджета от НДПИ и экспортной
пошлины, млн.долл.

69134,5

74303,1

2.

Доход бюджета от НДПИ, млн.долл.

48557,4

48557,4

3.

Доход бюджета от экспортной пошлины, млн.долл.

20577,4

25745,7

4.

Цена производителя, долл./т

187,0

187,0

5.

НДПИ при наличии экспортной пошлины, долл./т

98,8

98,8

6.

Новый НДПИ при отмене экспортной пошлины, долл./т

140,7

151,2

7.

Внутренняя цена нефти при отмене экспортной пошлины,
долл./т

327,7

338,9

8.

Внутренняя цена нефти при ставке экспортной пошлины
30%, долл./т

285,8

285,8

9.

Рост внутренней цены нефти (п. 7 : п.8)

1,146

1,183

10.

Экспортная пошлина, долл./т

84,16

105,3

 

 



ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

МИКРОЭКОНОМИКА № 2 2017

мене экспортной пошлины

Рост внутренней цены на нефть при отмене
экспортной пошлины может привести по оценке
Минэнерго РФ к потере Беларусью 96 млрд
руб. (1,6 млрд долл. при курсе 60 руб./долл.) и
падению объемов переработки на 20%, как пишет
«Коммерсант» [13 января 2017 г.//news.tnt.
by/economics/507384.html]. Как известно, из
18-23 млн т, которые получает Беларусь из РФ,
около 5-6 млн т нефтепродуктов она потребляет
сама, а остальные 14-15 млн т нефтепродуктов
(две трети) ежегодно экспортирует назад
в РФ по соглашению и за пределы Таможенного
союза. Беларусь будет вынуждена повысить
цены на экспортируемые нефтепродукты,
чтобы не иметь убытков. [Аргументы и факты
09 января 2017 г.]

Учитывая, что Беларусь возвращает в виде
нефтепродуктов в РФ и за приделы Таможенного
союза две трети нефти (14-15 млн т) импортируемой
из РФ, то при повышении цен на экспортируемые
из Беларуси нефтепродукты ее потери
снизятся на две трети – с 96 млрд руб. до 32 млрд
руб. Остальные 64 млрд руб. потерь при отмене
экспортной пошлины и росте внутренней цены
на нефтепродуктв в РФ будут компенсированы
при экспорте нефтепродуктов Беларуси в РФ и
за пределы Таможенного союза.

4. Влияние роста цен на бензин на инфляцию
в РФ

Рост цен на бензин на 7% в 2015 г. увеличивает
инфляцию на 0,4% по оценке Минфина РФ
[РБК, 2016].

5. Влияние мировой цены на нефть на
темпы роста ВВП нефтеэкспортирующих и
нефтеимпортирующих стран

Снижение цен на нефть на 10% приводит
к снижению темпов роста ВВП на 0,8-2,5%
для нефтеэкспортирующих стран и увеличению
темпов роста ВВП нефтеимпортирующих
стран на 0,1-0,5% в 2015 г. по данным
Мирового банка.

В статье сотрудников МВФ [6] доказывается,
что, как ни парадоксально, выгоды от
низких цен на нефть для мировой экономики,
вероятно, проявятся только после того,
как цены несколько восстановятся и страны
с развитой экономикой добьются большего
прогресса в преодолении сложившихся условий
низких процентных ст авок.

По оценке сотрудников МВФ, до 2015 г.
индексы фондовых рынков, как правило, проседали
при снижении цен на нефть – отнюдь
не то, что можно было бы ожидать, если бы
более низкие цены на нефть были в целом
благоприятны для мировой экономики. В
действительности же с августа 2015 г. простая
корреляция между курсами акций и ценами
на нефть не просто является положительной,
а удвоилась относительно предыдущего
периода, отсчитываемого с августа
2014 г. (хотя величина этого прироста не является
беспрецедентной).

Устойчиво низкие цены на нефть усложняют
проведение денежно-кредитной
политики, рискуя вызвать новые всплески
незафиксированных инфляционных ожиданий.
Более того, текущий эпизод исторически
низких цен на нефть может породить
различные сбои в экономике, включая дефолт
по корпоративному и государственному
долгу, которые могут оказывать обратное
влияние на и без того неустойчивые
финансовые рынки [6].

Таблица 5

Структура средней цены бензина
в РФ в 2015 г. с округлением до целого
процента (по данным Росстата)

Показатели

%

Стоимость сырой нефти

39-40

Производственные затраты

8-9

Стоимость доставок

2

Расходы торгующих организаций

8

Прибыль НПЗ

6

Прибыль торгующих организаций

4

Налоги (НДС и акцизы)

31-32

Всего

100

 

 



ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

МИКРОЭКОНОМИКА № 2 2017

Выводы

1. Рост внутренней цены на нефть в РФ
при отмене экспортной пошлины может привести
к росту цен на нефтепродукты России
и других стран ЕАЭС. Поэтому необходимо
определить оптимальное соотношение экспортной
пошлины и НДПИ в цене не фти РФ.

2. По нашим расчетам при отмене экспортной
пошлины на нефть в условиях 2015 г.
и росте цены нефти на 18,3% за счет роста
НДПИ, (см. табл. 3) цена бензина вырастет
на 7,3%. Это превысит прибыль НПЗ, равную
6% (табл. 5). Если не повышать потребительские
цены на бензин, то некоторые НПЗ станут
убыточными, и их придет ся закрыть. Это
может привести к дефициту нефтепродуктов.

3. Рост цен на бензин на 7% увеличивает
инфляцию на 0,4% в 2015 г., по оценке
Минфина РФ. По данным Росстата, в 2015 г.
выпуск автомобильного бензина составил
39,2 млн т, дизельного топлива 75,9 млн т,
сжиженного пропана и бутана – 15,3 млн т.
Можно считать, что рост цен на дизтопливо
также, как и на бензин, составит порядка 7%
при отмене экспортной пошлины на нефть,
так как доля сырой нефти в цене дизтоплива
порядка 40%. Тогда инфляция возрастет еще
на 0,8%, так как потребление дизтоплива в
2 раза выше, чем бензина, и в сумме с бензином
инфляция составит 1,2%.

4. Снижение цен на нефть на 10% приводит
к снижению темпов роста ВВП на
0,8-2,5% для нефтеэкспортирующих стран и
увеличению темпов роста ВВП нефтеимпортирующих
стран на 0,1-0,5% в 2015 г., по данным
Мирового банка.

5. Снижение в результате налогового маневра
экспортных пошлин на нефтепродукты
(кроме мазута) означает повышение внутренних
оптовых цен на нефтепродукты. Для того
чтобы это не привело к росту потребительских
цен, Минфин РФ предлагает снижение
акцизов на нефтепродукты. Однако это снизит
доходы бюджета, направляемые на строительство,
реконструкцию и ремонт автомобильных
дорог. Поэтому более вероятен рост
потребительских цен на не фтепродукты.

6. По оценке сотрудников МВФ, текущий
период исторически низких цен на нефть может
породить различные сбои в экономике,
включая дефолт по корпоративному и государственному
долгу, которые могут оказывать
обратное влияние на и без того неустойчивые
финансовые рынки.

Литература


ЭКОНОМИКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

МИКРОЭКОНОМИКА № 2 2017

50

 

Литература 1. Кузовкин А.И. О влияние мировой цены и экспортной пошлины на нефть в России на внутренние цены на нефть и нефтепродукты в странах ЕАЭС / А.И. Кузовкин // Микроэкономика. – 2017.- № 1. – С. 20-24. 2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //minfin.ru/ru/document/?id_4=116206 (дата обращения 07.04.2017 г.). 3. Узяков М.Н., Баев В. Налоговый маневр: в чью пользу? / М.Н. Узяков, В. Баев //ЭКСПЕРТ, апрель, 2015. – № 17. 4. Бобылев Ю.Н., Идрисов Г.И., Синельниковы-Мурылев С.Г. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарий анализ последствий // Научные труды № 161. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. 5. Зубарев А., Полбин А. Оценка макроэкономических эффектов от снижения экспортной пошлины на нефть / А. Зубарев, А. Полбин // Экономическая политика. – 2016. – Т. 11. – № 6. – С. 8-35. 6. Морис Обстфельд, Жан Мария Милези-Феретти, Рабах Арезки. Цены на нефть и мировая экономика: неоднозначная связь [Электронный ресурс]. – Режим доступа iMFdirect: http://blog-imfdirect.imf.org, 24 марта 2016 (дата обращения 07.04.2017 г.).